Огнезащитные барьеры шинопроводов
12
Янв
Тема пожарной безопасности актуальна всегда, во всех отраслях и практически для всего спектра электротехнического оборудования. Почти в любом здании можно найти проблемные зоны по которым возможно распространения огня, дыма между этажами и комнатами внутри одного здания. При возникновении очага возгорания, скорость распространения огня можно значительно сократить путем правильной организации противопожарной защиты.

Конструкция шинопроводов обладает одними из лучших противопожарных характеристик. Монтаж шинопроводов часто осуществляется между стенками помещений и этажных перекрытий, и важно обеспечить изоляцию потенциальных путей для распространения огня. Для обеспечения защиты от огня в различных проходах между перекрытиями используют огнезащитные барьеры шинопроводов.

В данном обзоре мы рассмотрим основные понятия огнезащиты зданий в местах прокладки шинопроводов, а также примеры огнезащитных барьеров для проходок шинопроводов от некоторых производителей.

Современная система шинопровода представляет собой пожарозащищенную конструкцию, в которой материалы, поддерживающие воспламенение и горение, составляют не более 15%.

В случае возникновения пожара проходка шинопровода способна сдерживать раскаленные газы и пламя, но только определенный промежуток времени. Как правило, максимальное время, указанное в сертификате жесткого токопровода, составляет не более 180 минут. Данный параметр не должен использоваться, как определяющий фактор, чтобы игнорировать требования пожарной безопасности к проходам шинопроводов при их размещении или замене. Температура в зоне пожара может достигать до +1000С и более (в зависимости от материалов, которые участвуют в процессе горения), тогда как температура плавления и горения изоляции шинопровода достигает всего лишь +150…+220 градусов. Поэтому в реальности сдерживать огонь шинопровод может меньший промежуток времени.

В процессе прокладки шинопроводов в зданиях с нормируемым пределом огнестойкости, необходимо соблюдать меры противопожарной защиты объекта:

Для предупреждения распространения огня между помещениями зоны прокладки жесткого токопровода следует обеспечить перекрытиями с защитными функциями.

  • Соблюсти регламент испытательных мероприятий, указанный ГОСТе Р 53310-2009. Также необходимо выдержать регламент, обозначенный в другой спецификации - ГОСТе Р 51321.2-2009 (МЭК 60439-2:2005).
  • Значения граничной огнестойкости шинопровода не должны быть меньше предельной огнеустойчивости перекрытий.

Проблемы распространения огня по всему зданию вдоль шинопроводов

В случае возникновения пожара, шинопровод не должен быть той дорожкой, по которой огонь распространяется по всему зданию. В настоящее время сертификация на наличие огнестойкой конструкции не является обязательной, поэтому не все производители кабельной продукции обеспечивают проходы шинопроводов специальным защитным барьером. Отсутствие такого барьера может повлечь за собой распространение огня между комнатами внутри одного здания.

Что представляет собой огнезащитный барьер шинопровода?

Огнезащитный барьер – огнестойкая конструкция, сдерживающая распространение огня и газов в зонах прохождения шинопровода между помещениями. Противопожарная преграда обладает регламентированным пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности.

В качестве такой защиты могут использовать минеральные или силикатные плиты, скрепленные термостойким клеем, минеральная вата, фольга, другие негорючие материалы. Огнестойкая защита шинопровода способна выдерживать температуру +1200С. Время сохранения огнестойких параметров: до 4-часов.

Понятия огнестойкости шинопроводов

Огнестойкость шинопровода – способность изделия в условиях пожара удерживать первоначальные характеристики. Параметры каждого шинопровода производители указывают в соответствующих документах (сертификатах).

Максимальное время устойчивости к высоким температурам, на которое рассчитана проходка жесткого токопровода – 180 минут (3 часа).

Предел огнестойкости – временной отрезок от момента воздействия повышенных температур (открытого огня) до наступления одного из граничных условий, регламентированных к данному объекту

Согласно требованиям, изложенным в ГОСТ 53310-2009, в момент проверки огнеустойчивости мест пролегания шинопровода определяются следующие граничные состояния:

  • Критическая температура нагревания защитного короба в неотапливаемом участке - (Т)
  • Потеря теплоизолирующих характеристик в результате повышения температуры на необогреваемой поверхности заделочного материала выше, чем на 140 градусов - (I)
  • Полная или частичная потеря целостности заделочного материала из-за возникновения в конструкции прохода пробоин, сквозь которые попадают дым и огонь – (Е)

Также, устойчивость коридоров прохождения шинопровода сквозь стеновые перегородки и перекрытия регламентируется ДСТУ Б В.1.1-8:2003 «Защита от пожара. Кабельные проходки. Метод испытания на огнестойкость».

Виды огнезащитных барьеров для шинопроводов

Огнезащита шинопроводов обеспечивается двумя способами:

  1. Огнезащитные проходки от производителей шинопровода.
  2. Строительный вариант – во время прокладки шинопровода производятся работы по обеспечению огнезащиты шинопроводов. Такие работы включают следующие мероприятия:
  • Зазоры в местах прохода шинопровода через стены и перекрытия заделываются изолирующим негорючим материалом;
  • Большие проемы дополнительно изолируются минеральной ватой, базальтными материалами или фольгой;
  • Конструкцию шинопроводов располагают на высоте не менее 3,5 метров.

Недостатки строительного варианта:

Данный способ обеспечения огнезащиты шинопровода в местах прохождения через стены экономически более затратный, так как требует дополнительных расходов на приобретение защитных плит и других материалов. Кроме того, заделка мест прохода шинопровода паклей с последующим оштукатуриванием стен или использование компаунда - не соответствуют противопожарным нормам.

Особое внимание стоит уделить случаям, когда для обеспечения огнезащиты шинопровода строительная организация предлагает заделку зазоров и проходок огнеупорной монтажной пеной. Подобный продукт, даже если на упаковке он обозначен, как «противопожарный» или «огнеупорный», все равно является горючим материалом.

Монтажную пену запрещено использовать, если в рабочей документации по проекту или нормативных актах обозначено требование заделывания зон инженерных коммуникаций термоустойчивым (негорючим) составом. Еще одним важным доказательством того, что огнеупорную монтажную пену нельзя использовать в качестве огнезащитного барьера при прокладке шинопровода, является добровольная сертификация данного продукта на соответствие противопожарным нормам. Тогда как, конструкции заполнения зон прохождения инженерных коммуникаций, в том числе жесткого токопровода и кабельных каналов, должны иметь обязательное и регламентированное подтверждение соответствию противопожарным нормам.

Конструкция огнезащитного барьера на примере бренда Metaenergy

С целью предотвращения распространения огня и продуктов горения через стены и коридоры пролегания шинопровода, производитель использует специальную защиту из минеральных блоков. Такие блоки изготавливаются с учетом конструктивных особенностей шинопровода, что значительно ускоряет и упрощает монтаж. В качестве соединения плит применяется термостойкий клей. Данная огнезащита противостоит высокой температуре до +1200С до трех часов.

Соединительные блоки барьера Metaenergy состоят из защитных крышек, уплотнителя, элементов соединения шин, крепежа (шайба, болт). Места соединения блоков не нуждаются в обслуживании и служат на протяжении всего срока эксплуатации шинопровода.

Преимущества огнезащитного барьера Metaenergy:

  • Полная защита от пыли
  • Защита от внутренних повреждений
  • Защита от контакта с внешними факторами
  • Защита от водяных струй с любых направлений

Какие требования производителей шинопроводов нужно соблюдать для правильного применения и обеспечения нужной огнестойкости.

Для обеспечения нужной огнестойкости защитного барьера производители рекомендуют соблюдать правила монтажа и техники безопасности. Прежде, чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией по установке огнезащитного барьера, рассчитать место установки прохода и наметить место сборки шинопровода. Центр прохода должен обязательно совпадать с центром проема стены или перекрытия и соответствовать его толщине.