
Как правило, в проектной документации трасса шинопровода выглядит как 2d линия, нанесенная на строительный план здания. Такой подход к нанесению трассы ведет к тому, что она имеет лишь информативный характер. Поэтому, задача по конечному проектированию и проработке трасс ложится на производителей шинопроводов.
В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты проектирования шинопроводных трасс и шинных мостов, опишем наиболее распространенные проблемы, которые могут возникать у проектировщиков. Наиболее распространенной САПР (система автоматизированного проектирования) для проработки трасс шинопровода является программа Autocad. В данной статье приводятся скриншоты из Autocad 12-й версии. Выбор программы зависит от предпочтений пользователя, необходимым условием является лишь наличие возможности трехмерного моделирования. Также, для удобства проектирования, производители выпускают так называемые плагины(Plug in – встраивать). Это такие надстройки с базами данных элементов оборудования, которые содержат в себе основные блоки элементов из ассортимента выпускаемой продукции.
Методы и основные подходы при проектировании шинопроводных трасс
Выделим основные виды трасс шинопроводов. Такое разделение будет обусловлено практическими нуждами заказчика, видом шинопровода, характером размещения электрических приемников.
Трасса из точки A в точку B. Чаще всего такая конфигурация применяется для питающих сетей объекта (питающие сети – от трансформаторной подстанции (далее ТП) до главного распределительного щита (далее ГРЩ)). Применяют магистральные шинопроводы от 1000А. Пример: трасса от панели ТП до ГРЩ. Трассы данных типов могут выполняться на различных марках шинопроводов. Например: Siemens серий LD,LX; СОЭМИ серий ШМА-4.
Шинопроводный мост. В данном классе применяют шинопроводы на различные токи: от 1600А до 6300А. Эти шинопроводные трассы зачастую имеют небольшую длину, применяются для того, чтобы соединить клеммы низкого напряжения трансформатора и распределительную панель, находящуюся в ТП. В этом случае применяются шинопроводы магистральных серий с большими сечениями проводников. Примеры оборудования: Graziadio серии Isolsbarra; EAE серии E-LINE KB.
Распределительная трасса. Такая конфигурация применяется там, где по ее длине рассредоточены единичные мощные электроприемники, либо распределительные электрощиты. На распределительных трассах применяются шинопроводы магистрального типа с возможностью установки точек отбора энергии, а также специальные шинопроводы распределительных типов с встроенными отводными коробками. Пример: шинопроводный стояк высотного здания (электроприемники рассредоточены по этажам).
Разветвляющаяся трасса. К данному виду трасс принадлежат конфигурации, при которых шинопровод имеет места ответвления с таким же номинальным током (используются элементы ответвления), а также места, где необходимо перейти от большего номинального тока к меньшему (используются элементы редукции с защитным аппаратом). Такие трассы выполняют преимущественно на шинопроводах магистрального типа.
В зависимости от вида конфигурации трассы и ее индивидуальных особенностей, будут меняться подходы к ее проектированию и проблемы, возникающие в процессе разработки.
Инструменты. Исходные данные. Методы моделирования.
Для проработки трассы шинопровода, прежде всего, нужны исходные данные:
- Однолинейные электрические схемы из проекта
- Планы распределительных и питающих сетей
- Информация о требованиях к шинопроводу: из какого материала выполнены токоведущие части, каковы требования к степени защиты от пыли и влаги
- Архитектурные планы и разрезы
- Информация об электрических панелях, к которым будет подключаться шинопровод: высота панелей, расположение вводов, фазировка
- Информация о трансформаторах (в случае с шинными мостами). Здесь необходима техническая документация от завода-изготовителя по конкретному виду трансформатора.
- Планы расположения точек отбора мощности (в случае с распределительным шинопроводом)
Для того чтобы проработать трассу шинопровода, можно воспользоваться одним из двух методов:
Двухмерное моделирование. Этот вариант предполагает нанесение трассы на двухмерную поверхность листа, с отдельной прорисовкой каждой из проекций.
3d- моделирование. Данный вариант прорисовки является наиболее информативным и практичным.